Банк, как и другой оператор, управомоченный осуществлять перевод денежных средств (далее – банк), обязан перечислить денежные средства со счета клиента на указанный клиентом счет по распоряжению последнего. Это следует из ст. 8 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ “О национальной платежной системе” (далее – Закон № 161-ФЗ).
До осуществления перевода банк обязан проверить наличие признаков перевода без добровольного согласия клиента (например, под влиянием обмана, злоупотребления доверием и т. д.) (ч. 3.1 ст. 8 Закона № 161-ФЗ).
Признаки перевода без добровольного согласия клиента утверждаются Банком России (ч. 3.3 ст. 8 Закона № 161-ФЗ). Соответствующий приказ Банка России от 27.06.2024 № ОД-1027 действует с 25.07.2024. С этой же даты утратил силу прежний перечень, утв. приказом Банка России от 27.09.2018 № ОД-2525. Новый документ содержит три признака перевода без добровольного согласия клиента из приказа ОД-2525 и три новых.
Старые признаки следующие.
- Совпадение информации о получателе средств с информацией о получателе средств, который ранее был замечен в попытках получить средства без добровольного согласия отправителя. Такая информация есть в базе данных о случаях и попытках осуществления денежных переводов без добровольного согласия клиента, которую ведет Банк России на основании ч. 5 ст. 27 Закона № 161-ФЗ (далее – База данных).
- Совпадение параметров устройств, с помощью которых осуществлен доступ к автоматизированной системе, программному обеспечению для перевода денежных средств, с параметрами устройств, которые ранее использовались для получения средств без добровольного согласия. Такая информация также есть в Базе данных.
- Несоответствие характера, параметров или объема проводимой операции (время, место, устройство, сумма, периодичность операций, получатель средств) операциям, которые обычно совершает клиент.
Новые признаки следующие.
- Наличие информации о том, что получатель денежных средств включен во внутренние перечни банка в качестве получателя средств по переводам без добровольного согласия клиента.
- Наличие информации о том, что в отношении получателя денежных средств возбуждено уголовное дело по факту получения средств без добровольного согласия их владельца.
- Получение от сторонних организаций, включая оператора по переводу денежных средств, обслуживающего получателя средств, оператора платформы цифрового рубля, участников платформы цифрового рубля, а также операторов услуг платежной инфраструктуры, информации:
- о том, что перевод имеет признаки совершения без добровольного согласия отправителя средств;
- о том, что перед совершением перевода владелец средств вел нехарактерные для него телефонные переговоры (по частоте и продолжительности) или получал нетипичные сообщения (поступило много сообщений с новых абонентских номеров или от новых адресатов), в том числе в мессенджерах, по электронной почте и т. д.
Напомним, что по закону при выявлении таких признаков банк обязан приостановить исполнение распоряжения о переводе на два дня. Если денежные средства переводятся с использованием платежных карт, переводятся электронные деньги или перевод осуществляется в Системе быстрых платежей, банк отказывает в совершении перевода (ч. 3.4 ст. 8 Закона № 161-ФЗ). После этого банк должен уведомить клиента о приостановке или отмене операции, а также дать ему рекомендации по снижению рисков при повторном переводе, сообщить о возможности подтвердить приостановленный платеж или совершить его заново. Кроме того, банк вправе затребовать у клиента подтверждение того, что операция совершается им добровольно (ч. 3.6 и 3.7 ст. 8 Закона № 161-ФЗ).
При получении от клиента подтверждения, что приостановленный перевод совершен им добровольно, или запроса на совершение повторного перевода, банк обязан незамедлительно совершить перевод денежных средств (ч. 3.8 ст. 8 Закона № 161-ФЗ). Если подтверждения нет, то банк не осуществляет операцию повторно (ч. 3.9 ст. 8 Закона № 161-ФЗ).
Источник: Информационная система 1С:ИТС