Многочисленные поправки в НК РФ (налоговая реформа) коснутся и налога на прибыль. Они должны вступить в силу с 01.01.2025. Обозначим наиболее важные изменения.
Повышение ставок налога на прибыль
Поправки касаются повышения как общей ставки для расчета налога, так и некоторых специальных ставок.
1) Повышение общей ставки с 20 % до 25 %.
Действующей редакцией пункта 1 ст. 284 НК РФ предусмотрено, что налог на прибыль организации в большинстве рассчитывают по ставке 20 %. При этом в период 2017–2030 гг. сумма налога, исчисленная по ставке 3 %, зачисляется в федеральный бюджет, а 17 % – в бюджет субъекта РФ.
Проектом запланировано повышение с 01.01.2025 той ставки, по которой налог зачисляется в федеральный бюджет. Она увеличится до 8 %. Соответственно, совокупная общая ставка налога на прибыль будет 25 %.
2) Повышение ставки для ИТ-организаций.
В настоящее время ИТ-организации, которые имеют госаккредитацию и у которых доля дохода от ИТ-деятельности в общем объеме поступлений по итогам отчетного (налогового) периода составляет не менее 70 процентов, не платят налог на прибыль, т. к. ставка для них составляет 0 % (п. 1.15 ст. 284 НК РФ). Проектом поправок предусмотрено, что на период с 2025 года по 2027 год (включительно) ставка, по которой такие плательщики будут исчислять налог, составит:
- 5 % – в отношении части налога, зачисляемого в федеральный бюджет,
- 0 % – в отношении части налога, зачисляемого в бюджеты субъектов РФ.
3) Изменение ставки для личных фондов.
Сейчас ставка налога для личных фондов составляет 15 % (2 % зачисляются в федеральный бюджет, 13 % – в бюджеты субъектов РФ). С 2025 года ставка налога на прибыль для этой категории плательщиков повысится до 22 % (9 % – в федеральный бюджет, 13 % – в бюджеты субъектов РФ).
4) Повышение ставки для иностранных компаний.
Прибыль иностранных организаций, которая не связана с ведением деятельности в РФ через постоянное представительство, будет облагаться налогом по ставке 25 %. На данный момент налог уплачивается по ставке 20 %. Напомним, что в соответствии с п. 1 ст. 310 НК РФ налог в указанном случае исчисляет, удерживает из дохода иностранной компании и перечисляет в бюджет налоговый агент (п. 1 ст. 310 НК РФ).
Изменения в применении повышающих коэффициентов
Действующей редакцией НК РФ предусмотрено применение повышающих коэффициентов при учете отдельных видов расходов. В частности, с коэффициентом 1,5 учитываются:
- расходы на приобретение основных средств (их сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, пригодного для использования), которые включены в Реестр российской радиоэлектронной продукции, относятся к сфере искусственного интеллекта, включены в Перечень российского высокотехнологичного оборудования, при формировании первоначальной стоимости ОС (абз. 3 п. 1 ст. 257 НК РФ);
- расходы на приобретение или создание амортизируемых нематериальных активов в виде исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных при формировании первоначальной стоимости таких НМА (абз. 13 п. 1 ст. 257 НК РФ);
- расходы на НИОКР, названные в Перечне, утв. постановлением Правительства России от 24.12.2008 № 988 (п. 7 ст. 264 НК РФ);
- расходы на приобретение права использования программ для ЭВМ и баз данных, которые включены в Единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, относящихся к сфере искусственного интеллекта (пп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ)
В соответствии с законопроектом такие расходы будут учитываться с коэффициентом 2.
Введение федерального инвестиционного вычета
По действующим нормам можно уменьшить налог на прибыль (авансовый платеж по налогу), который зачисляется в региональный бюджет. Это можно сделать путем применения инвестиционного налогового вычета (ст. 286.1 НК РФ). Суть его состоит в том, что расходы на приобретение и модернизацию основных средств, на создание объектов транспортной, коммунальной и социальной инфраструктур, пожертвования, перечисленные НКО, государственным и муниципальным учреждениям, осуществляющим деятельность в области культуры, а также иные расходы, поименованные в п. 2 ст. 286.1 НК РФ, в определенных пределах уменьшают налог на прибыль, подлежащий зачислению в бюджет субъекта РФ.
Законопроект предусматривает установление федерального инвестиционного вычета. Его применению будет посвящена новая ст. 286.2 НК РФ. Этот вычет позволит уменьшать сумму налога на прибыль (или авансового платежа по налогу), подлежащую зачислению в федеральный бюджет.
В федеральный инвестиционный вычет войдут затраты, составляющие первоначальную стоимость основных средств (ОС) и нематериальных активов (НМА), а также величину изменения первоначальной стоимости ОС и (или) НМА в случае их достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения. При этом такой вычет не может превышать 50 % совокупности названных затрат.
Уменьшение налога (авансового платежа) производится в том периоде, в котором введены в эксплуатацию объекты ОС или НМА и (или) изменена их первоначальная стоимость. В результате сумма налога (авансового платежи) может быть уменьшена до нуля. Если величина вычета превысит сумму налога (авансового платежа) к уплате, то разницу можно учесть в счет уплаты налога (авансового платежа) будущего периода. Однако Правительство России установит максимальный период, в пределах которого правомерно учесть остаток вычета.
Решение об использовании права на федеральный инвестиционный вычет организации необходимо закрепить в учетной политике.
Вычетом смогут воспользоваться также налогоплательщики, входящие в одну группу с лицом, которое произвело расходы на приобретение ОС или НМА (сооружение, изготовление, доставку, доведение до состояния, пригодного к использованию).
При этом не имеют права на федеральный вычет следующие организации:
- иностранные организации – налоговые резиденты РФ;
- участники соглашения о защите и поощрении капиталовложений;
- осуществляющие добычу углеводородного сырья (нефть, газ, газовый конденсат, попутный газ);
- осуществляющие производство подакцизных товаров (кроме легковых автомобилей, мотоциклов, подакцизного винограда, стали жидкой, этана, сжиженного углеводородного газа, нефтяного сырья, состоящего из газового конденсата стабильного и (или) сжиженного углеводородного газа).
Объекты ОС и НМА, в отношении которых организации воспользовались правом на федеральный инвестиционный вычет, не подлежат амортизации.
В случае выбытия (кроме ликвидации) ОС или НМА, в отношении которых налогоплательщик применил вычет, до истечения срока их полезного использования возникнут определенные налоговые последствия. Так, необходимо будет восстановить и перечислить в бюджет сумму налога, не уплаченную в связи с применением вычета, вместе с начисленными на нее пенями. Пени нужно рассчитать со дня, установленного для уплаты налога.
Если в рассматриваемой ситуации правом на вычет воспользовалась иная организация, которая входит в одну группу с налогоплательщиком, то налогоплательщик обязан в течение 10 дней сообщить ей о выбытии ОС или НМА. В то же время о последствиях несообщения контрагенту такой информации в законопроекте не сказано.
Таким образом, текущей версией поправок в НК РФ предусмотрены общие положения в отношении нового вычета. При этом Правительство России должно будет установить:
- категории и признаки налогоплательщиков, которые могут применять федеральный инвестиционный налоговый вычет;
- категории и признаки ОС и НМА, к которым применяется указанный вычет;
- порядок и условия применения федерального инвестиционного вычета;
- порядок определения величины федерального инвестиционного налогового вычета;
- условия отказа от вычета;
- виды нарушений, при наступлении которых организация обязана восстановить и уплатить сумму налога, которая не была уплачена в связи с применением вычета, а также пени.
Для этого должны быть приняты отдельные нормативные акты.
Источник: Информационная система 1С:ИТС