Обязательный переход к машиночитаемым доверенностям перенесён с 1 января 2023 года на 1 сентября 2023 года.
В настоящее время, налогоплательщик уже может направлять отчетность и иные документы в налоговые органы с использованием машиночитаемой доверенности.
Машиночитаемая доверенность, или МЧД – это электронная форма бумажной доверенности, подписанная квалифицированной электронной подписью (КЭП) руководителя организации или индивидуального предпринимателя, создается и представляется в файле формата XML.
При использовании МЧД не требуется предоставлять бумажную доверенность в налоговые органы, а для ИП больше нет необходимости заверять бумажную доверенность у нотариуса.
Кроме того, МЧД может оформляться в отношении одного, нескольких, а также всех налоговых органов Российской Федерации.
Для того, чтобы начать работать с МЧД, организации или ИП потребуется выпустить отдельный сертификат КЭП для сотрудника – подписанта (получить КЭП физического лица можно в любом аккредитованном удостоверяющем центре) и оформить на физическое лицо МЧД, подписанную самим директором организации или индивидуальным предпринимателем, используя свою КЭП.
Далее при подаче отчетности или отправке электронных документов, сотрудник будет удостоверять их собственной КЭП и прикладывать к пакету файл МЧД.
Если МЧД потеряет актуальность раньше истечения срока, на который она была выдана, руководитель или ИП может отозвать МЧД в любое удобное время.
Формат МЧД для отправки в налоговые органы утвержден Приказом ФНС России от 30.04.2021 N ЕД-7-26/445@ (КНД 1110310).
Рекомендуемый формат заявления об отзыве доверенности установлен Письмом ФНС России от 20.01.2022 N ЕА-4-26/534@ (КНД 1110311).
При помощи сервиса «Создание и проверка доверенности в электронной форме» можно оформить МЧД уполномоченного физического лица для представления отчетности и иных документов в налоговые органы. Сервис позволяет сформировать МЧД в виде файла, скачать его, и в дальнейшем использовать по назначению.
Пользу, эффективность и оправданность перехода на электронный документооборот подчеркнули представители бизнеса. Например, количество бумажных документов в фирме, занимающейся перемещением алкогольной продукции, в год составляет более 12 млн, их необходимо хранить пять лет, а это 60 тонн бумаги. В электронном виде, безусловно, удобнее.
С начала 2022 года на госуслугах было выпущено уже 100 тыс. электронных доверенностей.
Источник: Федеральная налоговая служба, mb31.ru