Налоговая реформа 2026: какие изменения ожидаются для розничной и оптовой торговли

Первое чтение законопроекта № 1026190-8 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» правительством РФ прошло 22.10.2025г. Счетная палата РФ, Центральный Банк РФ, Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам поддержали принятие законопроекта в первом чтении.

Для чего проводится правительством РФ налоговая реформа, рассчитанная на 2026 – 2028г:

1) Финансовое обеспечение потребностей обороны и безопасности страны (раздел «Национальная оборона» — 12,9 трлн руб., 3,9 трлн руб. раздел «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность»);

2) Выполнение социальных обязательств перед гражданами РФ (на 2026 – 2028 годы планируется выделить более 10 трлн рублей):

а) меры по улучшению демографической ситуации;

б) выплату единого пособия на детей нуждающимся семьям,

в) продолжение программы материнского капитала с учетом индексации (2 трлн рублей на программы улучшения жилищного обеспечения семей с детьми, также единовременных выплат (450 тыс. рублей) многодетным семьям (с 3 и более детьми) на частичное погашение ипотеки);

г) предоставление с 2026 года ежегодной семейной выплаты в виде возмещения части уплаченного НДФЛ гражданам РФ, имеющим двух и более детей (с учетом критерия нуждаемости);

д) постепенное увеличение прожиточного минимума (в 2026 г. вырастет до 18 939 рублей, в 2027г.составит 19 697 рублей, в 2028 году составит 20 485 рублей);

е) повышение МРОТ (в 2026 году будет 27 093 рубля, до 35 тыс. планируется в 2030 г.);

3) Социальная поддержка семей участников СВО;

4) Достижение национальных целей до 2030 года, определенных Президентом России;

5) Развитие образования и здравоохранения (запланированные расходы составят 3,6 трлн рублей);

6) Технологическое лидерство и развитие инфраструктуры (запланированные расходы составят 1,9 трлн рублей на технологическое лидерство, расходы на национальную экономику 4,8 трлн рублей, дорожное хозяйство – 4,6 трлн рублей).

Стадии рассмотрения законопроекта № 1026190-8.

Законопроект № 1026190-8 предусматривает внесение изменений в главы Налогового кодекса РФ. Рассмотрим подробнее какие изменения коснутся оптовую и розничную торговлю:

  1. В части налогового администрирования предусматриваются системные меры:

– возможность представления одного уведомления с планируемыми к уплате налогами вместо их систематического представления и отмены таких уведомлений по имущественным налогам;

– совершенствуются условия предоставления отсрочки (рассрочки, инвестиционного налогового кредита) посредством сокращения количества представляемых налогоплательщиками документов, повышения ее доступности для сезонного бизнеса и соразмерности отдельных обстоятельств, препятствующих ее предоставлению, а также увеличения срока инвестиционного налогового кредита с 5 до 10 лет;

– повышается доступность налогового мониторинга для субъектов малого и среднего бизнеса за счет допущения соответствия кандидата только одному из установленных критериев (объем выручки, величина активов, размер уплаченных налогов);

– предусматривается возможность рассмотрения жалоб налогоплательщиков в экстерриториальном порядке;

Во втором чтении планируется внесение корректировок в часть налогового администрирования.

  1. В части налога на добавленную стоимость (далее – НДС) предлагаются правительством следующие изменения:

общеустановленная ставка НДС увеличивается с 20 до 22 процентов, расчетная ставка, которая применяется при реализации предприятия в целом как имущественного комплекса и при реализации иностранной организацией услуг в электронной форме, НДС будет исчисляться по ставке 18,03 % (на текущую дату ставка составляет 16,67 %).

сохранение пониженной ставки НДС в размере 10 процентов в отношении всех социально-значимых товаров, а именно: продукты питания, лекарства и медицинская продукция, товары для детей и ряд других товаров;

предельный размер доходов уменьшается с 60 до 10 млн. руб., при достижении которого налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения (далее – УСН), становится плательщиком НДС.

Таким образом, если годовой доход за 2025 год превысит 10 млн руб., упрощенцу в 2026 году придется исчислять НДС и подавать декларации. Важно, что освобожденные в 2026 году от НДС упрощенцы также утратят право на освобождение, если в течение года доход превысит 10 млн руб.

– IT-компании будут платить НДС: на исключительные права на программы для ЭВМ, базы данных, включенных в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных или единый реестр результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального или двойного назначения, прав на использование таких программ и баз данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности).

 3. В части акцизного налогообложения в качестве основных изменений отмечаются следующие:

1) Предусмотрена индексация ставок акцизов на 2026 – 2027 гг. на уровень инфляции, а также сверх уровня инфляции на этиловый спирт, винодельческую и алкогольную продукцию, спиртосодержащую продукцию, табачную и никотин содержащую продукцию, сахаросодержащие напитки. Одновременно устанавливаются ставки акцизов на 2028 год.

Акциз на алкогольную продукцию:

– этиловый спирт – 824 руб. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре;

– виноградное (плодовое) сусло и виноматериалы (кроме крепленого вина наливом) –74 руб. за 1 л;

– вина (за исключением крепленых) – 148 руб. за 1 л;

– крепленое (ликерное) вино, крепленое вино наливом:

с 1 января по 31 декабря 2026 года включительно – 165 рублей за 1 л;

– игристые вина (включая шампанское) – 160 руб. за 1 л;

– сидр, пуаре, медовуха – 33 руб. за 1 л;

– пиво (с долей этилового спирта от 0,5 до 8.6 %) – 33 руб. за 1 л;

– пиво (с долей этилового спирта свыше 8,6 %) – 62 руб. за 1 л.

Акциз на табачную продукцию:

– табак трубочный, курительный, жевательный, сосательный, нюхательный, кальянный (за исключением используемого в качестве сырья для производства) – 5183 руб. за 1 кг;

– сигары –3 51 руб. за 1 шт.;

– сигариллы (сигареты), биди, кретек – 4992 руб. за 1000 шт.;

– сигареты, папиросы – 3278 руб. за 1000 шт.;

– табак нагреваемый (изделия с нагреваемым табаком) – 10 915 руб. за 1 кг;

– жидкости для электронных систем доставки никотина – с 44 до 49 руб. за 1 мл.

2) Отменяется обязанность по уплате авансового платежа акциза по алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции производителями такой продукции.

4. В части государственной пошлины законопроектом предлагаются следующие меры:

– Устанавливается государственная пошлина за внесение сведений об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке, в государственную информационную систему мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, размер которой предлагается устанавливать Правительством Российской Федерации.

Так же во втором чтении законопроекта будут вноситься изменения, касаемо осуществления данного раздела.

В части отдельных мер отметим следующие:

– Снижение до 0 процентов единого пониженного тарифа страховых взносов с выплат работникам сверх единой предельной величины базы для организаций радиоэлектронной промышленности;

– Освобождение от обложения страховыми взносами выплат работнику, проходящему военную службу по контракту, заключенному для участия в специальной военной операции, независимо от срока действия такого контракта;

– Введение обязанности для коммерческих организаций исчислять страховые взносы с выплат и иных вознаграждений в пользу руководителей с доначислением базы исходя из МРОТ в случаях, когда таким работникам выплачивают зарплату ниже данной величины.

Законопроектом также предлагается оптимизация льготных тарифов страховых взносов для МСП – единый пониженный тариф сохраняется для приоритетных отраслей, определяемых по перечню Правительства РФ, для иных будут применяться общие тарифы. При этом Комитет полагает необходимым при подготовке законопроекта ко второму чтению уточнить категории МСП, для которых будет сохраняться единый пониженный тариф с 2026 года, с учетом норм, которые законопроектом не корректируются.

Таким образом, мы рассмотрели небольшую часть изменений, опубликованных при рассмотрении законопроекта № 1026190-8, ожидаем следующее второе чтение законопроекта, которое состоится в первой половине ноября 2025г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Будет интересно

Полезные статьи

Самое важное прямиком вам на почту

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать самые важные и полезные новости от наших специалистов

Бесплатный вебинар "Налоговая реформа 2025 года"

25 декабря в 10:00