Статья 16 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-I “О защите прав потребителей” (далее – Закон) устанавливает правило, согласно которому условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законодательством, признаются недействительными. С 1 сентября 2022 года в эту статью будут внесены изменения. Разберемся, какие правила начнут действовать с указанной даты.
Условия договора, ущемляющие права потребителей, ничтожны
Новая редакция ст. 16 Закона содержит новое понятие – “недопустимые условия договора”. Под ними понимаются такие условия, которые ущемляют права потребителей, установленные международными договорами РФ и законодательством РФ в области защиты прав потребителей. Такие условия договора считаются ничтожными, то есть не подлежат применению (абз. 1 ч. 1 ст. 16). Если включение в договор такого условия повлекло причинение потребителю убытков, они должны быть возмещены продавцом (изготовителем, исполнителем, импортером, владельцем агрегатора) в полном объеме. Удовлетворить соответствующее требование потребителя необходимо в течение 10 дней со дня его предъявления (абз. 2, 3 ч. 1 ст. 16). Правило о необходимости возмещения убытков потребителю содержится и в действующей редакции ст. 16, однако срок удовлетворения этого требования в законе не прописан.
Какие условия договора будут считаться недопустимыми?
В отличие от действующей, новая редакция статьи 16 содержит более обширный перечень примеров недопустимых условий договора. Так, недопустимыми будут считаться:
– условия, которые предоставляют продавцу (изготовителю, исполнителю, уполномоченной организации или уполномоченному ИП, импортеру, владельцу агрегатора) право на односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение условий обязательства (предмета, цены, срока и иных согласованных с потребителем условий), за исключением случаев, если это право предоставлено законом или иным нормативным правовым актом;
- – условия, которые ограничивают право потребителя на свободный выбор территориальной подсудности споров, предусмотренный п. 2 ст. 17 Закона;
- – условия, которые устанавливают для потребителя штрафные санкции или иные обязанности, препятствующие свободной реализации права на отказ от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг), установленного ст. 32 Закона;
- – условия, которые исключают или ограничивают ответственность продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного ИП, импортера, владельца агрегатора) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по основаниям, не предусмотренным законом;
- – условия, которые обусловливают приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг), в том числе предусматривают обязательное заключение иных договоров, если иное не предусмотрено законом (аналогичное условие в законе есть и сейчас);
- – условия, которые предусматривают выполнение дополнительных работ (оказание дополнительных услуг) за плату без получения согласия потребителя;
- – условия, которые ограничивают установленное ст. 16.1 Закона право потребителя на выбор способа и формы оплаты товаров (работ, услуг);
- – условия, которые содержат основания досрочного расторжения договора по требованию продавца (исполнителя, владельца агрегатора), не предусмотренные законом или иным нормативным правовым актом РФ;
- – условия, которые уменьшают размер законной неустойки;
- – условия, которые ограничивают право выбора вида требований, предусмотренных п. 1 ст. 18 и п. 1 ст. 29 Закона, которые могут быть предъявлены продавцу (изготовителю, исполнителю, уполномоченной организации или уполномоченному ИП, импортеру) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) ненадлежащего качества;
- – условия, которые устанавливают обязательный досудебный порядок рассмотрения споров, если он не предусмотрен законом;
- – условия, которые устанавливают для потребителя обязанность доказывать определенные обстоятельства, бремя доказывания которых законом не возложено на потребителя;
- – условия, которые ограничивают потребителя в средствах и способах защиты нарушенных прав;
- – условия, которые ставят удовлетворение требований потребителей в отношении товаров (работ, услуг) с недостатками в зависимость от условий, не связанных с недостатками товаров (работ, услуг);
- – иные условия, нарушающие правила, установленные международными договорами РФ и законодательством РФ в области защиты прав потребителей.
Потребитель вправе указать на недопустимость условий договора
Если потребитель обоснованно указал на наличие в договоре недопустимых условий и потребовал исключить их, то по новым правилам отказать ему в заключении или изменении условий договора на этом основании нельзя. Более того, при поступлении такого требования от потребителя его нужно рассмотреть в течение 10 дней и сообщить заявителю о принятом решении.
Отказать в заключении договора без персональных данных потребителя нельзя
Продавец (исполнитель, владелец агрегатора) не сможет отказать потребителю в заключении, исполнении, изменении или расторжении договора только по той причине, что потребитель отказался предоставлять свои персональные данные. Исключения составляют только случаи, когда предоставление таких данных предусмотрено законом или непосредственно связано с исполнением договора.
Если потребитель потребует сообщить ему письменно о причинах и основаниях, по которым заключение, исполнение, изменение или расторжение договора без его персональных данных невозможно, ответ ему должен быть направлен в течение 7 дней со дня предъявления требования в той же форме, в которой было направлено требование (бумажная, электронная и т. д.). Если потребителю необходима соответствующая информация от продавца (исполнителя, владельца агрегатора) в устной форме, она должна быть представлена потребителю немедленно.
Источник: Информационная система 1С:ИТС